Импорт зерна в основном идет из РФ и фактически не подлежит официальному учету, поскольку импортеры не заинтересованы в уплате НДС на импорт, а также хотят воспользоваться льготными ж/д тарифами для перевозки на экспорт.
Учет производства зерна построен на декларативных формах отчетности и позволяет допускать недостоверность из-за отсутствия процедур проверки.
Учет хранения зерна разделен на цифровой учет регистратора зерновых расписок на лицензированных ХПП с мощностью хранения 12 млн. тонн и учет государственной статистики на нелицензированных складах с суммарной мощностью хранения около 16 млн. тонн.
Цифровой учет регистратора является более достоверным по сравнению со статистическим учетом на нелицензированных складах, поскольку предусматривает процедуры форматно-логического контроля при вводе данных, а также создает и оставляет «цифровые следы» для последующего контроля.
Учет переработки зерна также осуществляется государственной статистикой и является декларативным.
Учет реализации зерна на экспорт строится на данных ж/д перевозчика и Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан и является наиболее достоверным.
Проблемы достоверности учета на каждом из этапов оборота зерна в итоге складываются в общую проблему недостоверности статистического учета оборота зерна в стране.
В результате Правительство Казахстана не располагает данными, необходимыми для обеспечения продовольственной безопасности.
По предварительным оценкам ОЮЛ «Зерновой союз Казахстана» рынок теневого зерна составляет около 9 млрд. тенге ежегодно.
Введение весной 2020 года запрета на экспорт зерна и муки, а также квот на экспорт создало очень много споров по вопросу обоснованности введения ограничений. Фактически Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан не может обосновать такое решение точными цифрами.
Большинство участников рынка склонны считать запрет необоснованным и чрезмерным. В результате запрета многие из трейдеров сорвали экспортные контракты и вынуждены возвращать предоплату.
В результате все участники рынка единогласны в необходимости создания достоверной системы учета зерна, которая бы позволила обеспечить функционирование рынка зерна на цивилизованных и прогнозируемых основах.