Информация

«AstyqQoima»
ВИРТУАЛЬНЫЙ ЗЕРНОВОЙ СКЛАД

Личный кабинет

Telegram группа по вопросам системы прослеживаемости зерна

Перейти
qr

Данный информационный сервис «Виртуальный зерновой склад «AstyqQoima» (далее - ИС «AstyqQoima») предназначен для создания системы прослеживаемости зерна, включающего полноценный учет его оборота (импорта, производства, хранения, переработки, реализации, экспорта).

Указанная система создается согласно пункту 1-1 статьи 68 Налогового кодекса Республики Казахстан и Соглашению о сотрудничестве по вопросу противодействия незаконным действиям и развитию добросовестной конкуренции в сфере оборота сельскохозяйственной продукции от 4 июня 2021 года, в рамках реализации пилотного проекта по упрощенному возврату суммы превышения налога на добавленную стоимость участникам зернового рынка, присоединившихся к Меморандуму в сфере обращения зерна (далее - Меморандум).

    Участники, присоединившиеся к Меморандуму, должны соблюдать в своей деятельности следующие обязательства:
  • 1) недопущение использования методов незаконной налоговой оптимизации;
  • 2) неучастие в схемах незаконного возмещения НДС, а также противодействия вовлечению в такие схемы;
  • 3) стремление приобретать сельскохозяйственную продукцию непосредственно у сельхозпроизводителей, переработчиков, либо фирм-комиссионеров, а также у других добросовестных участников рынка;
  • 4) проявление должной осмотрительности и добросовестности при выборе контрагента при приобретении сельскохозяйственной продукции у поставщиков, не являющихся ее производителями;
  • 5) обеспечение должной осмотрительности при выборе грузоперевозчика путем заключения договоров с компаниями перевозчиками либо фирмами-посредниками, действующими по договору комиссии по поручению или непосредственно от лица перевозчика;
  • 6) приложение усилий к расширению числа компаний, присоединившихся к Меморандуму;
  • 7) руководство принципом презумпции добросовестности участников Меморандуму;
  • 8) использование в договорах налоговых оговорок, предусматривающих раскрытие налоговой тайны в части налоговых разрывов и механизмы возмещения убытков бюджета РК от «налоговых разрывов», непосредственно допущенных налогоплательщиком;
  • 9) информирование всех участников цепочки о наличии «налогового разрыва» в каком-либо звене.

Доступ к базам данных ИС «AstyqQoima» предоставляется акционерным обществом «Информационно-учетный центр», которое в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 августа 2016 года № 452 определено Регистратором для оказания платных электронных услуг, для двух категорий пользователей:

- работникам органов государственных доходов: на основании письменной заявки;

- участникам зернового рынка, присоединившихся к Меморандуму: на платной основе за обслуживание лицевого счета клиента**. Для этого необходимо оплатить стоимость годовой абонентской платы согласно пункту 9.2 Прейскуранта цен и подписать с ЭЦП* заявку на присоединение к Пользовательскому соглашению.

* ЭЦП – электронная цифровая подпись, выданная Национальным удостоверяющим центром Казахстана для юридических лиц.
** - Клиентам, ранее оплатившим по Прейскуранту цен для работы с зерновыми расписками, не требуется повторно оплачивать за доступ к ИС «AstyqQoima».

Создание системы прослеживаемости зерна

Полноценный учет оборота зерна включает учет импорта, производства, хранения, переработки, реализации и экспорта. В настоящее время учет оборота зерна в Казахстане является слабым и характеризуется низкой достоверностью. Данное обстоятельство приводит к проблемам в обеспечении продовольственной безопасности зерна.

Полноценный учет оборота зерна включает учет импорта, производства, хранения, переработки, реализации и экспорта. В настоящее время учет оборота зерна в Казахстане является слабым и характеризуется низкой достоверностью. Данное обстоятельство приводит к проблемам в обеспечении продовольственной безопасности зерна.

Так, в настоящее время количественно-качественный учет оборота зерна в Казахстане строится на данных:
1) государственной статистики;
2) регистратора зерновых расписок.

Достоверность данных государственной статистики постоянно подвергается сомнению, поскольку происходят искажения из-за:
1) мотивации местных властей к припискам сева, уборки и урожая;
2) льготных режимов налогообложения;
3) привязки системы возврата НДС (при экспорте);
4) привязки субсидирования к полевым работам.

Импорт зерна в основном идет из РФ и фактически не подлежит официальному учету, поскольку импортеры не заинтересованы в уплате НДС на импорт, а также хотят воспользоваться льготными ж/д тарифами для перевозки на экспорт.

Учет производства зерна построен на декларативных формах отчетности и позволяет допускать недостоверность из-за отсутствия процедур проверки.

Учет хранения зерна разделен на цифровой учет регистратора зерновых расписок на лицензированных ХПП с мощностью хранения 12 млн. тонн и учет государственной статистики на нелицензированных складах с суммарной мощностью хранения около 16 млн. тонн.

Цифровой учет регистратора является более достоверным по сравнению со статистическим учетом на нелицензированных складах, поскольку предусматривает процедуры форматно-логического контроля при вводе данных, а также создает и оставляет «цифровые следы» для последующего контроля.

Учет переработки зерна также осуществляется государственной статистикой и является декларативным.

Учет реализации зерна на экспорт строится на данных ж/д перевозчика и Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан и является наиболее достоверным.

Проблемы достоверности учета на каждом из этапов оборота зерна в итоге складываются в общую проблему недостоверности статистического учета оборота зерна в стране.

В результате Правительство Казахстана не располагает данными, необходимыми для обеспечения продовольственной безопасности.

По предварительным оценкам ОЮЛ «Зерновой союз Казахстана» рынок теневого зерна составляет около 9 млрд. тенге ежегодно.

Введение весной 2020 года запрета на экспорт зерна и муки, а также квот на экспорт создало очень много споров по вопросу обоснованности введения ограничений. Фактически Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан не может обосновать такое решение точными цифрами.

Большинство участников рынка склонны считать запрет необоснованным и чрезмерным. В результате запрета многие из трейдеров сорвали экспортные контракты и вынуждены возвращать предоплату.

В результате все участники рынка единогласны в необходимости создания достоверной системы учета зерна, которая бы позволила обеспечить функционирование рынка зерна на цивилизованных и прогнозируемых основах.

Необходимо отметить, что за последние 4 года АПК существенно продвинулся по цифровизации. Так, созданы цифровые контуры всех полей, ведется учет каждого владельца поля, по полям ведется космический мониторинг сева, вегетации и уборки урожая, полностью оцифрован оборот электронных зерновых расписок, выдаваемых лицензированными ХПП, реализована интеграция с данными ж/д перевозок, переход на электронные счета-фактуры и т.д.

Данный уровень цифровизации позволяет подойти к внедрению высокоинтегрированной информационной системы прослеживаемости зерна по принципу «от поля до переработки/экспорта».

Система будет включать учет:
1) объектов: полей, с/х техники, складов, предприятий переработки;
2) субъектов: владельцев полей, складов и предприятий переработки, трейдеров и экспортеров;
3) процессов: сева культур, уборки, хранения, реализации, утилизации;
4) документов: электронных фитосанитарных и ветеринарных (корма) сертификатов, актов контроля техрегламента, экспортных деклараций, грузосопроводительных документов и т.д.

Внедрение потребует совершенствования нормативной правовой базы. Анализ показал, что изменение законодательной базы не требуется, достаточно лишь принятие нормативных правовых актов на уровне министерств сельского хозяйства, торговли и финансов.

Создание системы прослеживаемости зерна позволит:
1) создать условия для развития торговли зерна, в т.ч. биржевой;
2) снизить уровень теневой экономики;
3) повысить доверие к казахстанскому зерну на экспортных рынках;
4) создать основу для дальнейшей цифровизации АПК в части внедрения прослеживаемости мяса, рыбы и других видов продукции.

Видеоинструкции

Правовая и договорная база

1993 - © Разработчик АО “Информационно-учетный центр”